Цель и средства сметного дела.

Целью сметного дела является определение объемов, стоимости, трудоемкости предстоящих работ, а так же контроль выполнения работ и расхода материалов. Средствами сметного дела являются нормативные документы, содержащие информацию о затратах труда, о времени использования машин, механизмов, о необходимых материалах, изделиях и конструкциях, как в количественных так, и в денежных измерителях, распределенную по видам работ. А так же описательную часть к каждому виду работ.

Суть сметного дела заключается: в правильном описании технологии ведения строительных, ремонтных, монтажных и прочих видов работ, в правильном определении объемов технологических операций, необходимых для выполнения этих работ, в умении выбрать из множества схожих расценок те, которые наиболее точно соответствовали бы описанию выполняемых технологических операций, и правильно применить выбранные расценки, отслеживать выполнение производимых работ, и расход материалов, применяемых для этих работ. И предоставить Заказчику всю необходимую информацию о объемах предстоящих работ, стоимости самих работ и используемых материалов, стоимости эксплуатации машин и механизмов, трудоемкости и сроке выполнения работ.

Основная задача, стоящая перед инженерами-сметчиками состоит в последовательном и правильном составлении сметной документации такой, как:

—         Проектная смета

—         Ресурсный расчет

—         Объектный расчет

—         Сводный сметный расчет

—         Акт выполненных работ (процентовки)

—         Ведомость списания материалов

 

Сметная стоимость строительства (ремонта) — это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является исходной основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные) работы и т.п. Исходя из сметной стоимости определяется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов.

Сметная стоимость строительства в соответствие с технологической структурой и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций подразделяется по следующим элементам:

—         Стоимость строительных работ

—         Стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ)

—         Затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели, инвентаря

—         Прочие затраты.

При определении сметной стоимости применяются понятия: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, поддержание мощностей действующих предприятий, а также работы по капитальному ремонту зданий и сооружений.

Исходные данные для определения сметной стоимости:

—  Проектная и рабочая документация, в составе которых принимаются параметры зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, в том числе:

Чертежи,

Ведомости объемов строительных и монтажных работ,

Спецификации и ведомости на оборудование,

Основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте

строительства,

Пояснительные записки к указанным материалам;

—  Действующие сметные нормы, отпускные цены на оборудование, инвентарь, материалы.

В   случае,   когда   отсутствуют   необходимые   сметные   нормативы   в   действующей   сметно-нормативной базе, в составе проекта могут разрабатываться индивидуальные сметные нормы.

Смета — документ, составляющийся с целью оценки стоимости строительных, ремонтных и пр. работ.

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования по выполнению работ, они служат для определения сметной стоимости строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий.

Сметной нормой — совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин,  потребности в материалах,  изделиях и  конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных монтажных и других работ.

 

Сметные нормативы (нормативно-информационная база) подразделяется на следующие виды:

—         государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН);

—         территориальные сметные нормативы (ТСН);

—         фирменные сметные нормативы (ФСН);

—         производственно-отраслевые сметные нормативы (ПОСН).

 

В состав нормативной базы должны входить:

—         Элементные Сметные Нормы (ЭСН) на все виды строительных, ремонтных и специальных видов работ;

—         Сборники норм на строительные работы;

—         Сборники норм на ремонтные работы;

—         Сборники норм и расценок на специальные строительные работы и монтаж оборудования;

—         Сборники расценок на пусконаладочные работы;

—         Текущая тарифная сетка оплаты труда рабочих в строительстве;

—         Сборник расценок на эксплуатацию машин и механизмов;

—         Справочник текущих оптовых цен на материальные ресурсы;

—         Сборник базисных сметных цен на материалы, изделия и конструкции;

—         Нормативы накладных расходов и сметной прибыли;

—         Сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (зимнее удорожание);

—         Сметные нормы на временные здания и сооружения;

—         Нормативные акты на прочие начисления;

—         Комплект   методических   рекомендаций   Госстроя   России   по   определению   сметной стоимости строительства и расчетов за выполненные подрядные работы.

 

В состав сметных нормативов включены следующие показатели:

—         затраты труда рабочих строителей, чел-час;

—         заработная плата рабочих строителей, руб.;

—         затраты труда машинистов, чел-час;

—         заработная плата машинистов, руб.;

 

—         нормы затрат машинного времени основных и вспомогательных строительных машин, маш-час;

—         нормы расхода основных материалов, изделий и конструкций в физических единицах и стоимостных измерителях;

—         нормы расходы прочих вспомогательных материалов на единицу измерения.

Для определения цены (составления сметной документации) на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база. Каждая нормативная база разрабатывается в зафиксированном на определенную дату уровне цен.

Т.о. сметная стоимость, рассчитанная в сметных документах с применением любой сметно-нормативной базы, так же будет в зафиксированном уровне цен (на 01.01.1984, на 01.01.1991, на 01.01.1998 и т.д.).

Базисный уровень стоимости – уровень стоимости, определенный на основе сметных цен, зафиксированный на определенную дату.

Метод расчета стоимости строительства, произведенный таким образом, является базисным методом.

Но фактически расчет стоимости строительства необходимо производить с учетом информации о текущем изменении цен на ресурсы, применяемые в строительстве, т.е. в текущем уровне цен. Для перевода цен в текущий уровень существует несколько методов:

  • Базисно-компенсационный;
  • Базисно-индексный;
  • Ресурсный;
  • Ресурсно-индексный;
  • На основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов;
  • На основе укрупненных сметных нормативов.

 

Накладные расходы.

 

Накладные расходы предназначены для компенсации затрат строительной организации на обслуживание, организацию и управление строительством. Величина их определяется косвенным путем в процентах от фонда оплаты труда рабочих.

Перечень затрат, включаемых в статью накладные расходы:

  1.     Административно-хозяйственные

—         Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала;

—         Отчисления на социальные нужды (обязательные отчисления по установленным
законодательством  РФ  нормам:  на государственное  социальное  и  медицинское
страхование,   пенсионное   обеспечение   и   в   государственный   фонд   занятости
населения) от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного
персонала;

—         Почтово-телеграфные работы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных
станций;

—         Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники;

—         Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и
другой оргтехники;

—         Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений занимаемых
и используемых административно-хозяйственным персоналом;

—         Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей;

—         Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или
резерв на ремонт) основных средств, используемых административно-хозяйственным
персоналом;

—         Расходы,   связанные   со   служебными  разъездами   работников   административно-
хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации;

—         Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового  автотранспорта,
числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников
аппарата управления этой организации;

—         Амортизационные    отчисления    (арендная    плата)    по    основным    средствам,
предназначенным для обслуживания аппарата управления;

—         Представительские расходы;

—         Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

—         Оплата услуг банка;

—         Другие административно-хозяйственные расходы.

 

  1.     Расходы на обслуживание работников

—         Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

—         Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на
подрядных работах, а также эксплуатацией строительных машин;

—         Расходы   по   обеспечению   выполнения   санитарно-гигиенических   требований   и
бытовых условий;

—         Расходы на охрану труда и технику безопасности.

 

  1.     Расходы на организацию работ на строительных площадках

—         Износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и
производственного инвентаря;

—         Износ и расходы, связанные с ремонтом, устройством, содержанием и разборкой
временных устройств и приспособлений;

—         Затраты по обеспечению пожарной и вневедомственной охраны (кроме расходов по
усиленной охране объектов охранными организациями);

—         Расходы по нормативным работам;

—         Расходы по геодезическим работам, осуществляемых при производстве подрядных
работ;

—         Расходы по проектированию производства работ;

—         Расходы на содержание производственных лабораторий;

—         Расходы на содержание и благоустройство строительных площадок;

—         Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче;

 

4.   Прочие накладные расходы

—         Амортизация по нематериальным активам;

—         Платежи по кредитам банков;

—         Расходы, связанные с рекламой.

 

Сметная прибыль – это нормативная (гарантированная) прибыль подрядной организации в составе цены строительной продукции, идущая в основном на развитие производственной базы и социальной сферы подрядчика.

Перечень затрат, включаемых в статью сметная прибыль:

—         Модернизация оборудования и реконструкция объектов основных фондов;

—         Плата за кредиты банка;

—         Пополнение собственных оборотных средств;

—         Социальные льготы и материальная помощь;

—         Расходы, связанные с содержанием социальной сферы;

—         Содержание дошкольных учреждений;

—         Затраты на строительство жилья;

—         Налог на прибыль;

—         Налог на имущество;

Налог на нужды общеобразовательных школ.

 

Определение сметной стоимости на основе элементов затрат.

 

Стоимость строительно-монтажных работ складывается из различных экономических категорий затрат, поэтому сметные нормативы и соответственно сметная стоимость работ подразделяется на элементы затрат.

Примерная структура сметной стоимости (в процентах) следующая:

 

Затраты на материалы50-60
Основная заработная плата рабочих10-17
Стоимость эксплуатации машин и механизмов, включая заработную плату машинистов5-10
Итого:Прямые затраты65-80
Накладные расходы12-20
Сметная прибыль8-11
Итого:Сметная стоимость строительных работ100

 

База 2001 года.

 

Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве 2001 года включает элементные сметные нормы и единичные расценки (в сметных ценах на 01.01.2000 г.) на:

  • Строительные и специальные строительные работы;
  • Ремонтно-строительные работы (литера «р»);
  • Монтажные работы (литера «м»);
  • Пусконаладочные работы (литера «п»);

Основу сметно-нормативной базы составляют элементные сметные нормы в натуральных измерителях, а расценки являются производными от норм.

Нормы и расценки делятся по уровню применения на:

  • Государственные (федеральные) – государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и федеральные единичные расценки (ФЕР);
  • Территориальные (региональные, местные) (ТЭСН и ЕР);
  • Отраслевые (ведомственные) (ОЕР);
  • Производственные (фирменные);

К федеральным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав действующих строительных норм и правил Российской Федерации и вводимые в действие государственными органами по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Госстроем России).

Они применяются при определении сметной стоимости, осуществляемом в различных отраслях народного хозяйства России.

К ведомственным (отраслевым) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления России, а также крупными корпорациями, для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли народного хозяйства.

К региональным (территориальным) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами государственного управления администрации регионов России, для строительства, осуществляемого на территории региона. Эти нормативы не должны противоречить федеральным сметным нормативам или дублировать их.

К собственной (фирменной) нормативной базе пользователей относится индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности заказчиков или подрядных предприятий – исполнительных работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах федерального, ведомственного или регионального (территориального) уровня.

В настоящее время в наибольшей степени используется при составлении сметной документации нормы и расценки федерального и территориального уровней. Приоритетное значение в практике сметного ценообразования отводится территориальным единичным расценкам, учитывающим особенности строительного производства и уровня цен на строительную продукцию конкретных регионов (республик, краев, округов, городов, и областей РФ).

 

Государственные элементные сметные нормы ГЭСН-2001.

Сборники ГЭСН предназначены для:

  • Определения состава и потребности в ресурсах, необходимых для выполнения работ;
  • Определения сметной стоимости строительства ресурсным методом;
  • Разработки единичных расценок и укрупненных сметных нормативов;

ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ в уникальных зданиях и сооружениях, к капитальности и качеству которых предъявляются повышенные требования.

ГЭСН предусматривают выполнение строительных работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами.

Полученные на основе ГЭСН данные о составе и количестве ресурсов могут быть использованы для определения продолжительности выполнения работ, составления различной технологической документации и списания материалов.

Ресурсный метод определения стоимости строительства представляет собой калькулирование в текущих ценах (базисных, прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. К ресурсам, потребляемым в процессе строительства, относятся:

  • затраты труда рабочих основного производства и механизаторов,
  • время эксплуатации строительных машин и механизмов, выраженный в натуральных измерителях,
  • расход материальных и энергетических ресурсов (материалы, изделия, конструкции, энергоносители на технологические нужды).

Ресурсы определяются на основе сборников ГЭСН-2001 и др. сметных нормативов.

Для определения сметной стоимости строительных работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости (форма №5) и локального ресурсного сметного расчета (формы №4 и №4а).

Ресурсы, на основе оценки которых определяется стоимость соответствующих работ, выделяются, как правило, в суммарном виде по зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по каждому из разделов.

Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить в текущем или базисном уровнях цен.

Все ресурсные показатели, выделяемые из нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в соответствующих сборниках и Общих указаниях к ГЭСН.

Т.о. ресурсный метод является наиболее трудоемким, но позволяет добиться максимальной точности расчета стоимости работ. Наибольшее затруднение вызывает необходимость проставлять цены на все материалы вручную.

 

Федеральные единичные расценки ФЕР-2001.

Федеральные единичные расценки на строительные работы составлены в базовых ценах на 1 января 2000 года и предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений и сооружений, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости, а также для расчетов за выполненные строительные работы. Применяется для объектов, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета.

Сборники ФЕР-2001 разработаны в уровне цен для базового района страны (Московская область).

ФЕР составлены на основе:

  • Государственных элементных сметных норм на строительные работы ГЭСН-2001
  • Средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции по состоянию на 1 января 2000 года
  • Средних сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов по состоянию на 1 января 2000 года
  • Уровня оплаты труда рабочих-строителей и машинистов по состоянию на 1 января 2000 года (принята по данным государственной статистической отчетности в строительстве за IV квартал 1999г.).

Нумерация, наименования и единицы измерения расценок в сборниках ФЕР-2001 совпадают с аналогичными в ГЭСН-2001.

В отдельных расценках в «Прямые затраты» и в «Стоимость материалов» не включена стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, принимаемая исходя из проектных данных и текущих цен по условиям поставки (вид ресурса — местный). Такие материалы приводятся отдельной строкой непосредственно в расценке с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки.

К ФЕР-2001 центром «Москомэкспертиза» для г. Москва выпускаются индексы пересчета в текущий уровень цен базисной стоимости строительства, капитального ремонта, реконструкции, для объектов, строящихся в Москве за счет средств федерального бюджета.